Как правильно расставить приоритеты?

Публикуем перевод интересной статьи о том, как правильно разобраться в себе и понять. что следует, а что не следует откладывать "в долгий ящик".
Надеюсь, данная статья окажется полезной в применении.

Что отложить в долгий ящик?

Из всех моих знакомых те, кто внушает мне наибольшее уважение, вечно откладывают все в долгий ящик. Значит ли это, что затягивание дел – это не всегда плохо?
Большинство авторов, которые затрагивают тему «долгого ящика», пишут о том, как с этим бороться. Но это, строго говоря, невозможно. Ведь есть несметное число дел, которыми Вы могли бы в данный момент заниматься. Неважно, над чем Вы сейчас работаете – главное, что Вы не работаете над чем-то другим. Поэтому вопрос не в том, как избежать откладывания дел, а в том, как делать это правильно.

Есть три возможности откладывать дела на потом – в зависимости от того, чем Вы занимаетесь вместо того, чтобы делать то, что Вам нужно: Вы можете
(а) ничего не делать
(b) работать над чем-то менее важным
(c) работать над чем-то более важным.
И я готов поспорить, что этот последний вариант – это правильный способ откладывания дел.

Этот способ напоминает «рассеянного профессора», который забывает бриться, есть и иногда даже не разбирает дороги, по которой идет, потому что размышляет о какой-то интересной проблеме. Его мысль далеко от повседневности, потому что она усиленно работает в неком другом мире.
Именно в этом смысле все наиболее уважаемые из моих знакомых постоянно откладывают свои дела. Они относятся к типу C: к тем, кто медлит с выполнением каких-то незначительных дел ради того, чтобы заняться чем-то более важным.
Что такое «незначительные дела»? Грубо говоря, это те дела, которые имеют нулевые шансы быть упомянутыми в прощальной речи на Ваших похоронах. Трудно заранее сказать, что окажется лучшим делом Вашей жизни (будет ли это литературный шедевр об архитектуре шумерских храмов или детективный триллер, написанный Вами под псевдонимом?), но вот целый список действий, которые Вы можете спокойно не делать, ничем не рискуя: бриться, стирать, убираться в доме, писать благодарственные открытки – словом, все, что можно назвать обязанностями.

Откладывать (в хорошем смысле) – значит избегать подобных обязанностей в пользу настоящих дел.
«В хорошем смысле» означает хотя бы до определенной степени «хорошем». Тем людям, которые хотят, чтобы Вы выполняли «обязанности», это не понравится. Но Вам, наверно, придется понадоедать им, если Вы хотите довести что-либо до конца. Даже самые мягкие на вид люди – если им нужно выполнить важное дело – становятся в необходимой мере бессердечными, когда дело доходит до уклонения от обязанностей.

Некоторые обязанности – например, написание ответов на письма – исчезают, если Вы их просто игнорируете (правда, исчезая, они наверняка захватят с собой и Ваших друзей). Другие обязанности – такие, как стрижка газона или заполнение налоговой декларации – принесут Вам одни неприятности, если Вы отложите их на потом. По идее ничего хорошего не выйдет, если Вы решите пренебречь этим типом обязанностей. В конечном счете, Вам все равно придется сделать то, что Вы должны сделать. Так почему бы (как все время пишут в уведомлениях о просроченном платеже) не сделать это сейчас?

Единственная причина, по которой можно отложить даже такие обязанности, заключается в том, что для настоящего дела требуются две вещи, которые не нужны для выполнения повседневных дел: много времени и соответствующее настроение. И если Вы воодушевились каким-либо проектом, то, возможно, самым правильным решением будет отбросить все, что Вы собирались делать, и в течение нескольких ближайших дней работать над Вашим проектом. Да, не выполненные вовремя обязанности могут занять у Вас больше времени, когда Вы наконец к ним вернетесь. Но если в течение этих нескольких дней Вам удастся сделать многое, то Вы станете гораздо более производительны.
На самом деле разница может оказаться заметной не столько в степени производительности, сколько в способе производства. Есть такие виды дел, которые могут быть выполнены только за долгий период непрерывной работы, когда придет вдохновение – а не за короткие временные отрезки рабочего расписания. На практике это выглядит так. Когда я думаю о моих знакомых, которые сделали что-то значительное, я не воображаю себе, как они покорно вычеркивают пункты из списка текущих дел. Я представляю их скрывшимися ото всех для работы над новой идеей.

И наоборот, заставлять человека одновременно работать над новой идеей и исполнять повседневные обязанности – значит ограничивать его производительность. Цена перерыва в работе – это не только время, которое занимает сам этот перерыв, но также тот факт, что он разрывает Ваше время пополам. Думаю, человека достаточно прервать два раза за день, чтобы он больше не был способен решать серьезные проблемы вообще.
Я много интересовался, почему стартапы наиболее продуктивны на самых начальных стадиях, когда над ними работают всего лишь пара человек в одной квартире. Основная причина может заключаться в том, что их работу пока еще некому прервать. Теоретически очень хорошо, если основатели компании в итоге заработают достаточно денег, чтобы нанять людей, которые будут делать часть их работы. Но иногда лучше быть перегруженным работой, чем прерванным во время нее. Как только Вы разбавите Вашу стартап-команду обычными офисными работниками (теми, кто пользуется «долгим ящиком» типа B), вся Ваша компания начнет резонировать с их частотой. Они «помехозависимы», и скоро таким же станете и Вы.

Повседневные обязанности – это настолько эффективный способ губить великие проекты, что многие используют его именно с этой целью. Человек, решивший написать роман, например, вдруг непременно обнаружит, что ему нужно убраться в доме. Ведь если кому-то не удается написать роман, то это происходит не потому, что он сидит перед чистым листом и не может ничего написать. Нет, он кормит кота, идет в магазин, чтобы купить что-то для дома, встречается с другом за чашечкой кофе, проверяет почту и говорит: «У меня не остается времени на работу». И времени действительно не остается – ведь человек убедил себя в этом.
Другая отговорка – это отсутствие рабочего места. Чтобы устранить эту причину, достаточно посетить места, где работали известные люди, и убедиться, насколько им было неудобно.
Я сам иногда пользуюсь обеими этими отговорками. За последние 20 лет я придумал множество уловок, чтобы заставить себя работать, но до сих пор мне не каждый раз это удается. Иногда я выполняю за день огромное количество дел. Другие же дни полностью тратятся на обязанности. И я понимаю, что обычно это моя вина: это я позволяю обязанностям «съедать» мой день, чтобы избежать столкновения с серьезными проблемами.

Самый опасный «долгий ящик» – это неосознаваемое откладывание типа B, потому что оно не воспринимается нами как долгий ящик. Вы действительно «делаете дела». Только не те.
Любые советы, основанные на вычеркивании выполненных пунктов из списка дел, не только недостаточны, но и совершенно неправильны, если советчик не учитывает, что список дел сам по себе может быть долгим ящиком типа B. И не просто «может быть», а так оно обычно и есть. Пока Вы не возьметесь за важнейшее из Ваших возможных дел, Ваша деятельность относится к типу B, независимо от того, как много дел Вы сделали.
Автор известного эссе «Вы и Ваше исследование» (которое я рекомендую прочитать каждому честолюбивому человеку, чем бы он ни занимался) Ричард Хэмминг предлагает Вам задать самому себе три вопроса:

Каковы наиболее важные проблемы в Вашей сфере деятельности?
Работаете ли Вы над одной из этих проблем прямо сейчас?
А почему Вы этого не делаете?
Когда Хэмминг начал задаваться этими вопросами, он работал в компании Bell Labs. В принципе там все должны были быть способны к работе над наиболее важными проблемами в своей области. По всей видимости, не все люди на свете способны достичь одинаково значительных успехов, я не знаю; но какими бы задатками Вы ни обладали, существуют способы развить их еще больше.
Итак, три вопроса Хэмминга могут быть сведены к одному:

Какова важнейшая задача, над которой Вы могли бы работать в данный момент, и почему Вы этого не делаете?

Большинство людей постарается уклониться от ответа на этот вопрос. Я сам увиливаю от него –вижу его на этой странице и скорее перехожу к следующему предложению. Хэмминг однажды ходил, задавая свой вопрос всем подряд, и нельзя сказать, чтобы людям это нравилось. Но с таким вопросом должен столкнуться каждый честолюбивый человек.
Проблема в том, что Вы, в конце концов, можете поймать на крючок рыбу, которую Вам не вытянуть. Чтобы иметь хорошую работу, недостаточно просто придумывать хорошие проекты. А раз уж они у Вас есть, Вам нужно заставить себя над ними работать, и это может оказаться трудным. Чем масштабнее Ваша проблема, тем больше усилий надо приложить, чтобы заставить себя над ней работать.
Конечно, основная причина, по которой людям кажется трудным разрабатывать определенную проблему, заключается в том, что им это не нравится. Особенно в молодости мы часто обнаруживаем, что занимаемся нелюбимым делом – потому что это кажется нам очень впечатляющим, например, или потому что нам это поручили. Так, большинство аспирантов привязываются к разработке проблем, которые на самом деле им не нравятся, и поэтому аспирантура – это все тот же долгий ящик.

Но даже если Вам нравится то, над чем Вы работаете, мелкие проблемы все равно решаются легче, чем крупные. Почему же? Почему так трудно взяться за сложную задачу? Одной из причин может быть то, что в этом случае ближайшее будущее не предвещает никакой отдачи. Если Вы работаете над вопросом, который можно решить через день или два, то Вы вправе довольно скоро ожидать чувства удовлетворения от сделанного. Если же награда где-то в далекой неопределенности, то она кажется менее достижимой.

Другая причина, из-за которой люди не работают над серьезными проектами, состоит, как ни парадоксально, в страхе зря потратить время. Что если их идея провалится? В таком случае все время будет потрачено впустую. (Хотя на самом деле этого скорее всего не случится, потому что разработка серьезных проектов почти всегда куда-то да приводит.)
Но неприятности, связанные с серьезными проектами, состоят не только в отсутствии моментального вознаграждения или в опасности больших и тщетных временных затрат. Если бы ими все и ограничивалось, то это было бы не страшнее приезда тещи к Вам в гости. Но есть и другие неприятности. Серьезные проекты вселяют в нас ужас. Когда мы сталкиваемся с ними, мы ощущаем почти физическую боль. Это похоже на пылесос, вмонтированный в Ваше воображение. Он сразу же засасывает все Ваши первоначальные идеи, и у Вас уже больше не осталось мыслей, а пылесос все еще работает.

На серьезную проблему очень трудно взглянуть смело и откровенно. Но Вы должны очень точно вписать все кривые в соответствующие углы: нужно смотреть на задачу достаточно (но не слишком) прямо - так, чтобы можно было уловить исходящее от нее побуждение к действию, однако не настолько сильное, чтобы оно могло Вас парализовать.
Если Вы хотите работать над сложными проектами, Вам нужно этому научиться. Нужно работать над небольшими задачами, из которых могло бы получиться что-то большее, или последовательно разрабатывать более крупные проблемы, или делить моральную ответственность со своими коллегами. Подобные уловки для самого себя – вовсе не показатель слабости. Все самое лучшее достигается таким способом.

Когда я общаюсь с людьми, которые смогли заставить себя работать над значительными задачами, я обнаруживаю, что все они игнорируют обычные обязанности и чувствуют себя из-за этого виноватыми. Думаю, у них не должно быть такого чувства. Дел обычно намного больше, чем человек может выполнить. Поэтому если Вы работаете над важнейшей из своих проблем, то другие Ваши обязанности неизбежно останутся несделанными. И ошибочно полагать, что это плохо.

Мне думается, что способ решения проблемы «долгого ящика» заключается в следующем: позвольте вдохновению тянуть Вас за собой вместо того, чтобы Вас толкала вперед обязанность выполнять Ваш список дел. Работайте над многообещающими проектами, которые доставляют Вам удовольствие, не бойтесь рискованных поступков, и в долгом ящике у Вас окажутся только те дела, которые действительно можно оставить невыполненными.

http://www.psylive.ru/articles/6888_kak-pravilno-rasstavit-prioriteti.aspx

Комментариев нет:

Отправить комментарий